Часы

Календарь

< Июль 2018 >
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Автоматический перевод

Russian English French German Italian Portuguese Spanish

Статистика

Полезные ресурсы

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Наш адрес

г . Славгород ,
ул. Ленинская, 32.
тел: 7-87-83 
факс: 7-83-45
е-mail: slavgorod-roo@tut.by

Администратор

Войти

Кто сейчас на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 23 гостей на сайте


| Печать |
10.07.18 09:14

Детское воровство: причины и методы предотвращения

Детское воровство – одна из самых серьёзных проблем. Она волнует и пугает родителей и педагогов. И это неудивительно, ведь каждый из нас мечтает о том, чтобы жизнь наших детей сложилась удачно. А тут такое!!! Беспокойство родителей понятно: одни начинают думать о тотальной испорченности своего ребенка, представляя его будущее исключительно криминальным. Другие, столкнувшись с таким поведением, начинают паниковать, подозревая у своего ребёнка наличие "воровских генов" и, как следствие, развитие клептомании.

Сразу оговоримся, что детское воровство, даже если оно частый спутник  ребёнка, и клептомания имеют мало общего. Клептомания (от греч. "klepto" – похищаю,"mania" – безумие) – это психическое отклонение, проявляющееся в навязчивом, внезапно возникающем влечении к хищению вещей. Она является достаточно редким явлением. Этим заболеванием страдают около 0,05 % людей на всём земном шаре, при этом в детском возрасте она практически не встречается.

В случае же детского воровства эту крайне неприятную проблему решить можно, и первое, что для этого родителям и педагогам необходимо сделать – это попробовать найти причины воровства ребёнка, а второе – постараться наладить искренние и доверительные отношения с ребенком, способствующие разрешению возникшей ситуации.


Причины детского воровства

Для начала поговорим о возможных причинах детского воровства. Родителям, педагогам  необходимо знать: в каждой возрастной группе причины такого поведения детей разные.

Воровство в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты, и если разобраться, то в прямом смысле слова воровством не является. Среди мотивов, толкающих ребёнка на воровство, можно выделить следующие группы, не имеющие под собой никакой криминальной подоплёки:

1.        Сильное желание владеть чем-либо (чаще всего, каким-то предметом), с которым несовершеннолетний не в состоянии справиться. Ребёнок видит у сверстника новую игрушку, о которой сам давно мечтал, и, улучив момент, он её прячет или уносит домой. Причина такого поведения кроется в особенностях сознания ребёнка-дошкольника: для него понятия "моё", "твоё", "чужое" абстрактны и поэтому малодоступны.

2.        Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина также связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремится тем или иным способом сделать маме приятное – и то, что он поступает неправильно, ему просто не приходит в голову.

3.        Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.

4.        Желание наказать кого-либо или отомстить.

Методы предотвращения воровства

Часто бывает так, что цель, ради которой ребенок ворует, настолько для него важна, что она может затмить страх наказания. Например, кража для привлечения внимания сверстников: у ребенка не складываются отношения со сверстниками: в детском саду, в школе, во дворе, – и ребенок, не умея сделать по-другому, может, взяв деньги, накупить разных сладостей и угостить всем этим друзей, получив то внимание и признание, которого он так хотел и ждал. Необходимо работать с причиной – а причина здесь в несформированности навыков общения, возможно, в низкой самооценке.

В этом случае у родителей и педагогов с ребёнком должен состояться разговор о недопустимости воровства и понятии "собственность", но одного этого будет недостаточно.

Также стоит обсудить тему "дружба", поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и т.д. – всё это нужно объяснять своему ребёнку, а если понадобится, то проиграть с ним соответствующие ситуации.

Желание отомстить кому-либо – может проявляться как во вредительстве, так и в стремлении доставить неприятности близким ("Мама не купила мне шоколадку, за это я порисую её помадой на стене, пусть попробует в следующий раз не купить!"). То есть и в том и в другом случае ребёнок хорошо понимает, на что он идёт и зачем он это делает. Борьба с воровством подобного плана осуществляется, как и в предыдущем случае, с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций.

У детей (от 8 до 10-11 лет) воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Вот и получается: ребенок знает, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "хочу" и совершает кражу. Что делать, если у младшего школьника недостаточно развита воля? Основная рекомендация в данном случае следующая: никогда не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Еще полезно предлагать ребенку самому ставить цели и достигать их. Начните с краткосрочных целей: куда пойдем? что сегодня сделаешь? И не меняйте его программу, позвольте ребёнку её реализовать. Это самое ценное качество человека: умение самому поставить себе цель и выполнить ее.

По мере роста и взросления ребенка проблема воровства только усложняется. То, что в раннем детстве – ошибка, случайный эпизод, у подростка (12-15 лет) – уже осознанный шаг, а то и того хуже – вредная привычка. Но значит ли это, что тринадцатилетний подросток – потерянный человек? Конечно, нельзя оставлять поступки своих учащихся без внимания, но нельзя забывать о том, что мотивы воровства могут быть самыми разными, и прежде чем осуждать ребёнка, постарайтесь понять причины. Свершившийся факт еще не вина.  Следует разобраться: «Для чего он это сделал?». Выяснить подоплёку происшедшего и принять меры, вплоть до визита в школу, разговора с приятелями подростка и, возможно, посещения детского психолога.

Ведь нередки случаи, когда подростков силой или хитростью втягивают в порочный круг. Родители должны знать, что для подростковой среды очень характерны так называемые "кражи престижа": ребёнка подначивают сверстники, аргументируя необходимость воровства поддержанием статуса в группе, "на спор".

Какая бы беда ни случилась с ребёнком, главное – не отворачивайтесь от него, а дайте ему шанс остаться Человеком. А если потребуется – дайте такой шанс еще раз.

Потёмкина Т.В. педагог социальный ГУО «Славгородский районный социально-педагогический центр»