Часы

Календарь

< Февраль 2019 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
26 27 28      

Автоматический перевод

Russian English French German Italian Portuguese Spanish

Статистика

Полезные ресурсы

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Наш адрес

г . Славгород ,
ул. Ленинская, 32.
тел: 7-87-83 
факс: 7-83-45
е-mail: slavgorod-roo@tut.by

Администратор

Войти

Кто сейчас на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 46 гостей на сайте


| Печать |
25.02.19 11:31

Защитим детей от жестокого обращения в семье

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоёмкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребёнка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребёнка общения или прогулок. При этом большинство родителей понимает, что это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка.

Положение ребёнка в семье с более низким уровнем культуры, в семье, где ребёнок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания здесь становятся нормой. Ситуация ещё более обостряется, если один или оба родителя злоупотребляют спиртными напитками, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности, присутствуют регулярные семейные конфликты.

Жестокое обращение с детьми в семье включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями или другими членами семьи. Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми.


Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребёнка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребёнка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребёнок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

·        открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;

·        угрозы в адрес ребёнка в открытой форме;

·        замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;

·        преднамеренное ограничение общения ребёнка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

·        ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

·        однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.

Пренебрежение основными нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

·        отсутствие соответствующих возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

·        отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми:

·        неполные и многодетные семьи, с наличием отчимов или мачех;

·        наличие в семье фактов злоупотребления алкоголем обоих или одним из родителей, членов семьи, болеющих наркоманией, либо вернувшихся из мест лишения свободы;

·        безработица, постоянные финансовые трудности;

·        постоянные супружеские конфликты;

·        статус беженцев, вынужденных переселенцев;

·        низкий уровень культуры, образования;

·        негативные семейные традиции;

·        нежелательный ребёнок;

·        умственные или физические недостатки ребёнка;

·        «трудный» ребёнок.

Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько факторов, ещё больше подвержены опасности.

Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Республики Беларусь как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим, действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребёнка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.

Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы внутренних дел и иные государственные органы и организации. Сведения о фактах жесткого обращения с ребёнком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребёнка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся в конкретной семье сложной ситуации.

Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

·        состояние здоровья и внешний вид ребёнка (опасное для жизни ребёнка заболевание, лечением которого не занимаются родители, травмы, синяки, неряшливый вид и др.);

·        особенности поведения ребёнка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых, замкнутость, чрезмерная возбудимость и др.);

·        низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребёнка в учебном заведении, уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы, употребление алкоголя или других наркотических средств);

·        заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

Следствием недобросовестного исполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей, применения непедагогических методов воспитания становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений, в результате чего страдают и родители, и их дети.

Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или ещё только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребёнок чувствует себя в вашей семье?» или «Какое место займет ребёнок в вашей будущей семье?»

 

Чубакова Татьяна Михайловна,

юрисконсульт ГУО «Славгородский районный социально-педагогический центр»